Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Союз Писателей Москвы
Кольцо А

Журнал «Кольцо А» № 162




Кира КОПТЕВА-ДВОРНИКОВА

foto1

 

Родилась в Москве в 2011 г. С 5 лет пишет рассказы. Училась в Школе юного писателя на Воздвиженке. Публиковалась в журналах «Лучик» и «Формаслов». В 5 классе стала победителем школьного конкурса по русскому языку «Назови это по буквам». Ведет свой канал на Youtube под названием «Сказки Киры». В журнале «Кольцо А» публикуется впервые.

 

 

ЭФА, ИЛИ СТАРИННАЯ СКАЗКА ЯРОПОЛКА

Сказка

 

Инда1,у нас в народе сказывали, будто давным-давно, ещё при царе Горохе2, на краю света стояла деревенька. Люди там были – каждый на всё горазд3, да и каждый успеху радуется! Потому и были они людьми счастливыми, не портила их никакая жадность или хуже того. Было так, да однова4 пришли в ту деревеньку люди незнакомые, чужие, расселились там и стали кастить5, порядок древний нарушать. С той поры ушло добро из деревни, да так николи6 и не возвращалось.

Жил в той деревне с неродною семьёй паренёк, именем Ярополк Святополкович. Был у него отец неродной да братья – такие же. Отец братьев в князья прочил7; величал8 Мстиславом да Рогволодом.

Неродная семья Ярополка не любила, всё время зла желала. Чего уж удивительного, род Ярополка в деревеньке коренной был, а род Мстислава да Рогволода – чужим. Два брата с отцом всё уж пытались Ярополка со свету сжить. Много думали, что бы такого сделать. Да и однова выдумал отец такую штуку, позвал сыновей и говорит:

– Сыновья мои старшие, мною взращённые9, выполните мою волю. Есть у меня сын-приёмыш10, вам брат названный Ярополк Святополкович. Уж сил моих больше нет, как невзлюбил я его. Слушайте, сыновья мои, наказ11. С вечера вам спать не укладываться, а как стукнет чёртов час12, идите из деревни в лес. Лучины13 с собой не берите, а в кармане держите перо чёрной курицы, что в хозяйстве у нас имеется. Как до леса доберётесь, покрутитесь на месте, ногой топните да и скажите: «Все от Лиха хоронятся, Богу молятся, а я – нет. Все от Лиха хоронятся, Богу молятся, а я – нет». Кого первым потом повстречаете, тот Лихом и окажется. Повелите ему беду страшную наслать на своего брата, да и ноги поскорей уносите, коли на себя ненастье вам не надобно.

Поклонились в ноги братья отцу и пошли вечерка ждать. По пути повстречали брата своего, Ярополка. Тот дивится:

– Куда ли почивать14 так рано, братья?

– Головушка наша от мыслей горестных ломится, – отвечают братья. – Как помрём мы, от болей15-то.

– Ну ступайте. Да смотрите, себя не надорвите, – охает Ярополк. – Уж я волноваться буду.

Заперлись браться у себя в светёлке, сидят и думают. Прошёл незаметно день, вечерок на крыльце уж сидит. Стали братья собираться, каждому страшно, что будет-то в лесу. Но виду не подают, друг пред16 другом храбрятся. «Что уж мне бояться, добру молодцу, – думают. – Всё сказки отец сказывает. Сам-то, вишь, нас проверить вздумал». Всё бы хорошо, да вдруг Мстислав, надумавши, брату и говорит:

– Рогволод, послушай; авось не пойдём? Ведь что за притчу придумал наш родитель, как Лихо в лесу встретить? Неужто веришь в эти сказки?

Отвечает Рогволод Мстиславу, осерчавши:

– Да что ты как маленькой? Тебе-то простительно, среднему, трусость показывать, а в моей храбрости ты сомневаешься? Пойдём родительский наказ выполнять, а не то всё скажу отцу.

Подивился Мстислав ответом своего брата, да как раз время идти в лес подошло. Вышли они из дома, а Мстислав лучину зажигает:

– Да что же ты? – опять серчает Рогволод. – Нам сказано лучины с собой не брать. Возвращайся к дому да сиди с папенькой, коли боишься.

Делать нечего, вернул Мстислав лучину на место и за братом поспешил. Подошли они к лесу, Рогволод спрашивает:

– Помнишь наказ отцовский? Перо хватай да читай присказку.

Порылся Мстислав в карманах, нет пера. Говорит от Рогволоду:

– Поделись пером своим-то.

– Да как же я это сделаю? – Рогволод отвечает. – Берись тогда за кончик, а я за остриё возьмусь.

Шагнули они в лес дремучий, и запел Рогволод нараспев:

– Все от Лиха хоронятся, Богу молятся, а я нет. Все от Лиха хоронятся, Богу молятся, а я нет…

Вздрогнул Мстислав и брату шепчет:

– Да потише читай, людей перебудишь. Вона, бредёт к нам старичок, ох и заругается…

Увидал и Рогволод старичка издали. Отвернулся, чтобы на брата глянуть, развернулся обратно – что за чудо? Стоит старик подле17 них да разглядывает. Поклонился Рогволод и говорит:

– Прости, дедо18, за ночные проказы. Обещаемся19 больше не безобразничать…

Молчит старичок.

Что долго обиду носить20, – просит Рогволод. – Смилуйся, все мы одни люди.

Смотрит Рогволод на молчаливого старика, да не поймёт, отчего тот слова не вымолвит. Вдруг его Мстислав локтем в бок:

– Смотри, да это же само Лихо Одноглазое, его нам отец наказывал поймать!

И тогда Рогволод отпрянул от старичка, перекрестился и дал дёру. Старик глянул на него, да и повернулся к Мстиславу. «Чего тебе надобно?» – будто спрашивает.

– Отец велел приказать, чтобы на брата моего – Ярополка Святополковича – беда нашла лютая. Надобно сжить его со свету, чтобы глаза его не видели. Такой наказ мне был, да и ты его выполни! – говорит Мстислав.

Тут старичок вдруг пропал. «Что, – думает Мстислав, – такое?» А потом как вспомнил, что отец велел бежать куда глаза глядят сразу же, так побежал – и на кобыле не догнать! Добежал до дому, заперся на все замки и до утра дрожал, как лист осиновый.

Утром вышли братья к отцу да Ярополку. Те их спрашивают:

– Ну, как спалось вам?

– Хорошо, отец, хорошо, братец, – отвечают братья, а сами и глаза продрать не могут.

А отец тем временем речь завёл:

– Вы у меня, ребята, гляжу, возмужали21. Ничего не испужаетесь. Потому, хочу вам сказать, долг вы должны перед родиной исполнить. Отныне поклянитесь мне: ежели22 беда какая зайдёт на нашу деревеньку, кинетесь вы в бой да и сражаться будете не на живот23, на а смерть.

Поклялись сыновья. С радостью поклялся младший сын – Ярополк, а старшим больно тяжко было, после бессонной ночи страшной-то особо. Но что уж поделаешь, отцу не перечить – мало ли, чем обернётся.

С того часу немного времени прошло, как исполнился наказ, что сказан Лиху был. Нашла на деревню беда: однажды ночью, когда все почивали, люди-не люди, а похитил кто дочку одного крестьянина. Искали её, искали, да и следов не нашли.

Собрали совет, что делать, да как быть. Если всех жителей деревни растаскают, то и погибнет посёлок! Говорит один барин: «Надобно налётчика24 стеречь у ворот, а как заявится, изловить да под суд отдать!» Так и сделали. Ночью стерегли, никого не появилось, а похитили тем временем вторую девушку – дочь самого барина.

Опять стали советовать. Уважаемый середович молвит: «Девушек запереть, и до утра пусть не выходят». «А не боишься, что берёзову25 заберут?» – спрашивают у середовича, тот в ответ: «Никого дорогого мне нет26, не боюсь» Опять послушались, но утром пришли – глядь! – снова девушка пропала, середович ну горевать: «То была моя соседка! У кого же мне теперь яйца в долг брать?»

А люди за что не хватятся, всё не работает. Похитники27 уж полдеревни растаскали, за детей и стариков принялись. Решили тогда пойти к мудрой старушке, что рядом с деревней жила. Та и говорит:

– Ставьте младых юношей в дозор ходить28 к девушкам, по одному юноше из семьи. Поначалу никто не сумеет похитителя изловить, а потом явится спаситель наш – витязь, богатырь, и спасёт вас от несчастья.

Обрадовались жители и стали своих сыновей в дозор собирать. Храбрились все парни, в дозор набивались, да до одного случаю: поставили одного парнишку к девушке, утром приходят, а дома никого – ни девушки, ни защитника её. Вот и получается, обоих похитили. С тех пор кого в дозор ставили, тот как на плаху собирался. Да и семья его горевала, прощалася с ним: «Ты уж не оплошай, живи хорошенько в том конце29

Вот однажды пришла очередь идти в дозор кому-то из семьи Ярополка. Братья старшие лытают30, страшно им. А Ярополк – только дай волю, так сторожить не пойдёт, а помчится. Только в этом он не признается.

Наступил вечер, стучат им в дверь:

– Подавайте одного сторожильщика31, да поскорее!

Братья горюют, ума не приложат, что делать. Говорит Мстислав Рогволоду:

– Братец, хочется тебе нынче сторожиться?

– Нет, братец, ой как не хочется, – отвечает Рогволод. – Тебе ли не в труд сходить?

– Вот, как трудно, – вздыхает Мстислав. – Да кого же мы пошлём в дозор?

– Раз уж тебе не хочется, да и мне не в радость, пошлём Ярополка. Уж как следует попросим, в ножки ему поклонимся.

Пошли к Ярополку и просят:

– Сходи, Ярополк, сегодня в дозор. Авось, повезёт тебе, жив останешься.

Отвечает Ярополк:

Мне не первина32 быть вами обделённым, да только не по чести решать, у отца не спросившись. Пойдём к нему, он нас и рассудит.

Пришли, рассказали. Выслушал отец, да и говорит:

– Вот решите мне такую выдумку. Однова был я со своим приятелем в поле. Орали33 мы, не жалея силы с мотыгою. Потом сели на пригорок муравчатый34 выдохнуть, а мимо ползёт Эфа35, да такая малюсенькая, что и не углядеть. И говорит нам тоненьким голосочком Эфа: «Если вы меня напоите вон из той криницы36, исполню я любое ваше хотение, хоть боярами станете, хоть царством править вас поставлю». Говорю я: «Не стану тебя слушать. Знаю, что ты змея ядовитая, коль укусишь меня, тут и ноги положу». А друг мой простой ей поверовал, напоил её. И говорит она: «Беги домой, сундук твой от золота ломится, а дом построен новёхонький, чуть с иголочки». Побежал мой друг тотчас домой. А змейка меня подзывает: «Теперь и ты напои меня, дам тебе всё, что хочешь». Крикнул я на змейку: «Ах ты колдунья проклятая! Не дам я тебе ничего, катись в свою сторону, а я боком пройду!» Зашипела змейка, за извивалась, и пропала, словно и не было её никогда не свете. Пошёл я в деревню, а тут весть такая: умер друг мой, на порог дома лишь зашёл, пал наземь, словно подкошенный. Погоревал я, и лёг спать. Приснился мне сон, что друг мой жив, да и сказал он мне: «Ответь на вопрос: кто из нас счастливее?» Я забыл этот сон и не стал о вопросе думать. Но сейчас я задам его вам: кто же стал счастливее?

Закачали головой старшие братья. «Как может быть умерший счастлив?» – сказали они. А Ярополк сидит, не шелохнётся. Думает, видать, о чём. А затем отвечает:

– Умерший не знает ни забот, ни горя. Хорошо ему в царстве мёртвом; управляет им сила мощная, заправной Нави37, и ничего ему делать не надобно.

Подивился отец. А потом говорит:

Ажно38 смерти не боишься, ступай с нею силой меряться.

Отвечает ему на это сын:

Уберите39 меня тогда в путь-дорожку. Дайте мне меч булатный40, короб с яствами41 да жбан42молока. А остальное сам выскребу43.

Не упрямясь, отдали Мстислав да Рогволод с отцом всё, что Ярополк просил. А как дозорщики44 Ярополка забрали, стали пировать – дескать, навсегда избавились от ненавистного пасынка45 да братима46.

А Ярополк шагает вслед за дозорщиками, деревню оглядывает; прижались все к стенам домов да ему машут платочками. Кто слезами заливается, кто хохочет; но все боятся похитников, все домой прячутся.

Дошёл Ярополк до дома назначенного, и увидал – толпятся такие же, как он, молодые парни у других домов, да заходить боязно. Крикнул он им:

– Бог с вами! – и вошёл. Остальные потянулися в дома, а Ярополк дверь открытою оставил да заглянул в горницу, где сидела девушка.

Взглянула на него девушка и строго сказала:

– Затворяй дверь, а не то заберут вместе со мною.

– Не страшно, – отвечает Ярополк. – Чего страшиться, коли и так неизбежно? Не наша прежде очередь, так заберут кого-нибудь ещё.

– И тебе так не жалко?

– Чего уж. Как звать тебя?

– Ефросиньюшка.

– Славно имечко.

Так, разговорами, дождались они ночи. Ефросиньюшка села шить, а Ярополк у дверей сторожить остался после ужина. Час за часом проходит, а никого и нет. Ярополк от усталости шатается, а Ефросинья уж давно почивает. Прикрыл Ярополк глаза, и вдруг – стук слышится. Ярополк встрепенулся, прислушался – нет и в помине никакого звука. Улёгся он поудобнее и захрапел… Стук пуще прежнего стал, а открой глаз – и вовсе всё уляжется. «Прикрыть бы дверь» – подумал Ярополк. Заставил себя встать добрый молодец, а как замок закрылся, появился в комнате сухонький старичок, огляделся и схватил Ефросинью. Собрался бежать, а Ярополк ему по голове стукнет и в крик:

– Почто людей крадёшь, дедо?

– Ох, Ярополк Святополкович, – старичок отвечает. – Пожалел я тебя достаточно, да тебе мало? Спи до утра, тебя не трону. А девку – оставь!

– Нет, не могу, – Ярополк молвит. – Негоже47 разбойничать. Верни Ефросиньюшку, и не буду биться с тобою.

– Да ты-то? Со мною? – смеётся дед. – Ну, до утра меня победишь, оставлю деревню и уберусь восвояси.

Схватил Ярополк меч булатный, а старичок его останавливает.

– Старика мечом обругать – не совсем складно. Отгадай мои загадки, вот это и будет битва.

Согласился Ярополк. Сел старика напротив. Тот речь повёл:

– Шёл я однажды лесом, очень уставший; сел возле лесной криницы, и помирать уж решил. Не ел я три дня, и было мне – хуже чёрта. Тут катится мимо такая штучка, ну что колечко; развернулась, гляжу – змейка! Маленькая такая, синенькая. Спрашивает меня змейка: «Что сидишь, пригорюнившись? Али помощь нужна?» Отвечаю я: «Помираю. Не ел я три дня» А змейка говорит: «Найду я тебе и еду, и кровлю, коль попросишь. Что мне в обмен будет?» «Всё, что хочешь», – пообещал я. Укатилась она, а я заснул. Прошло время, будит меня змейка. Пошёл я за ней, а в лесу – стол с яствами всякими. Наелся я до отвала, поблагодарил змейку, а та не пускает. «Обещался, – говорит, – мне в обмен что хочешь дать». «Ну и что же я дать тебе должон?» – усмехнулся я, ведь всё мне было под силу. «Укушу я тебя», – захихикала змейка. Я ахнул. «Ну нет! Ежели, змейка, обещаешься людей не кусать, дам я тебе дар особый…» Та согласилась, и с тех пор катается по лесу и дар свой использует. Ответишь, что за дар дал я змейке, твоя взяла.

Усмехнулся Ярополк.

– Дай выдумку посложнее, – просит. – А так просто деревеньку отпускать, вот, не согласишься?

– Отвечай, – наскакивает старичок. – Ужели испужался?

– Дал ты Эфе дар исполнять желания, – отвечает Ярополк. – Да только человек воспользуется прихотью своей, так тут же и умрёт.

– Вот те раз! Откуда знаешь? – крикнул старичок.

– Отец мой перед этим рассказывал, – кивает Ярополк. – Зубы мне не заговаривай. Отдавай Ефросинью и уходи из деревни! Обещался.

Закричал старичок от злобы. Только говорит:

– Домой как воротишься, отцу-то отдашь мой алтын48. Да сам не трогай. Спросят, откудова49, отвечай: «Лихо Одноглазое кланяется, велит больше не кастить, за работу и то не плачено». Да не вспоминай об этом случае!

Испарился старичок, а алтын на полу остался. Разбудил Ярополк Ефросинью, рассказал всё, а к тому времени и утро настало. Пришли крестьяне дом отпирать, глядят – а вот они, живые, кто в дозор оставался! Говорят:

– Что за чудо! Похитник в ту ночь никого не взял, а в амбаре люди пропавшие нашлися. Что за чудо!

Пошёл Ярополк домой. Братья его спрашивают, как же выжить удалось. А Ярополк не отвечает, идёт прямиком к отцу и отдаёт алтын. Отец дивится:

– Что за деньги?

Отвечает Ярополк:

– Лихо Одноглазое вам кланяется, велит больше не кастить, за работу и то не плачено.

Как услыхал слова эти отец, так его одним ударом и хватило. Свалился он со стула, да так и не встал. Испугались братья, кинулись брату кланяться:

– Уж прости, друг сердечный, не по обиде сделано, по приказу50.

– Я прощу вас, – отвечает Ярополк. – А нечисть проклятая не даст вам жизни. Бегите отсюда поскорее, да николи не возвращайтесь.

Убежали братья поскорей из деревни. Ярополка все уважать стали. Он женился на Ефросинье и жил ещё долго-долго, а род его расцветал и плодился. Говорят, никогда за всю жизнь не испытал Ярополк неудачи. То нечистая сила могла помогать, да не поверит никто. То была награда за поступки добрые и некорыстные, что Ярополк совершил.

То уроком и будет.

 

Словарь:

1. Инда– даже, так что

2. Ещё при царе Горохе– давно, в незапамятные времена

3. На всё горазд– всё может, всё умеет

4. Однова– однажды

5. Кастить– приносить вред, пакостить, творить зло

6. Николи– никогда

7. Прочил – предназначал куда-либо

8. Величал– называл, чествовал

9. Взращённые – выращенные, воспитанные

10. Приёмыш – приёмный

11. Наказ – приказание

12. Стукнет чёртов час – на часах пробьёт полночь

13. Лучина – тонкая длинная щепка для зажигания огня

14. Почивать– спать

15. От болей – от боли

16. Пред – перед

17. Подле – возле

18. Дедо– дед

19. Обещаемся – обещаем

20. Что долго обиду носить– что долго обижаться

21. Возмужали – выросли (относится к мужскому полу)

22. Ежели– если

23. Живот – жизнь

24. Налётчик– грабитель, занимающийся налётами

25. Берёзова – дорогая тебе девушка

26. Мне нет– у меня нет

27. Похитник–вор

28. В дозор ходить – караулить, сторожить

29. В том конце – на том свете

30. Лытают – уклоняются от дела, отлынивают

31. Сторожильщик– сторож

32. Мне не первина– мне не впервые

33. Орали– пахали

34. Муравчатый– заросший травой (муравой)

35. Эфа– небольшая ядовитая змейка

36. Криница– колодец

37. Навь– царство мёртвых

38. Ажно– так что

39. Уберите– нарядите

40. Меч булатный – меч из особо прочной стали

41. Короб с яствами – лукошко или корзинка с едой

42. Жбан– кувшин с крышкой

43. Выскребу– достану

44. Дозорщики– стражи на дежурстве

45. Пасынок– приёмный сын

46. Братим– побратим

47. Негоже– нехорошо

48. Алтын– три копейки

49. Откудова– откуда

50. Не по обиде сделано, по приказу – не хотел этого делать